читать
Super - мама

Как научить ребенка читать

«Как хорошо уметь читать!»

— стихи классика родители не раз цитируют своим деткам в процессе обучения их чтению. Некоторые стремятся обучить этому полезному навыку чуть ли не с пеленок. Другие считают, что этим должна заниматься школа. В любом случае сам малыш этого делать не научится, так или иначе, понадобится помощь взрослого. Этот процесс не так уж и легок и требует хотя бы минимальной подготовки самих родителей.

алфавит

Каждому понятно, что прежде чем научиться читать, нужно выучить буквы. Узнавать буквы ребенок может уже в самом раннем возрасте. Этот шаг, как ни странно, один из самых легких. Основан он на природной пытливости малыша и его желании узнавать мир вокруг себя. Так же, как ребенок знакомится с названиями новых предметов в окружающей обстановке, он осваивает и названия букв. Например, играя в кубики с годовалым сыном, мама сначала просит его показать ослика, индюка, другие изображенные предметы. Затем просьбу усложняет -«подай мне кубик с буквой О – осел» или «И – Индюк». Выбирая нужную картинку, ребенок непроизвольно запоминает и название буквы. Постепенно просьба видоизменяется, сокращаясь в «подай мне букву О». Чтобы привлечь как можно больше анализаторов, можно изготовить буквы из различных материалов, чтобы малыш мог их не только увидеть и услышать, но и пощупать. Буковки можно лепить из теста и пластилина, разукрашивать, выкладывать из мелких предметов, вытаптывать ножками на выпавшем снегу. То есть буквы должны присутствовать везде, и малыш с ними быстро подружится.

Если вы видите, что малыш с легкостью называет практически весь алфавит, то естественно возникает желание продвинуться дальше. Сначала мы учимся соединять вместе гласные. Помните букварь: АУ, ИА? Затем начинаем строить открытые слоги, заканчивающиеся на одну гласную. Можно предложить малышу такую игру — историю. «Буква М подружилась с буквой А, они стали везде ходить вместе. Те, кто их видел, называл их сразу – МА». В течение дня можно повторять эту историю с другими согласными буквами. Следите, чтобы буквы «не раздружились» и не превратились в «ЭМ-А» или «МЭ-А». Начинаем обычно с гласных А и О — сочетание с ними даются малышу легче всего. Гласные типа Я, Ю, Е, как и шипящие согласные, пусть подождут своей очереди. Взрослый, подавая пример чтения слогов, должен звуки произносить протяжно, даже согласные, и просить то же самое делать и ребенка.

Умение называть слоги тренируйте не только дома, во время игр и занятий, но и на прогулке, «читая» вывески. Широко используйте наглядные пособия, которые легко сделать самостоятельно. Для этого пишем слоги, разукрасив согласные синим, а гласные красным цветом. Эти слоговые таблицы содержат слоги, оканчивающиеся на одну гласную: ДА, НА, РА, ПА и т.д., Затем слоги, начинающиеся с одной согласной, но с разными гласными: НА, НО, НУ, НИ.

Зафиксировав успехи в чтении слогов, переходим к словам. Понятно, что начинать нужно с простых слов, желательно с тех, которые состоят из одинаковых слогов – МА-МА, БА-БА. После этого переходите к словам, в которых есть один открытый слог и еще одна согласная буква, например, МА-К, СО-Н. И конечно, продолжайте играть. Например, в игру «составь слово из слогов», предлагая картинку с изображением предмета и набор слогов, из которых можно составить ее название.

Если слова у малыша получаются, то с чтением коротеньких рассказов проблем возникнуть не должно. Здесь важно поддержать интерес к чтению книг и выбрать, что именно читать. Наверняка заинтересуют вашего непоседу смешные, увлекательные и поучительные рассказики Н. Носова. Обратите внимание и на то, насколько яркие и красочные в книге иллюстрации – именно на них детишки обращают внимание в первую очередь. Взрослый может пойти на такую хитрость – начать рассказ и закончить его на самом интригующем моменте, сославшись на неотложные дела. Желая узнать, что было дальше, ребенок сам возьмет в руки книгу.

компьютер

Используйте любовь ваших чад к компьютерам — накачайте им различных обучающих программок, мультфильмов и песенок про алфавит, игр, в которых инструкции даются словесно.

Педагоги заметили, что труднее всего осваивают навык чтения дети, которым в детстве не читали книги вслух. Обучайте собственным примером: подружитесь с книгой сами, заведите традицию читать по одной сказке перед сном.

Приятного вам совместного чтения!

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *